|
|
Дома Сибири • Из истории дизайна и архитектуры жилья |
|
Лепные украшения, вносящие разнообразие в монотонную плоскость
стен, потолков, фасадов, арок и т.д., постоянно привлекают к себе внимание профессионалов,
любителей и сейчас. Часто эти элементы встречаются при ремонте и реставрации старых зданий.
Искусство украшать и покрывать стены, потолок, фасады рельефами знали очень давно:
греки и римляне применяли лепку в самых разнообразных формах с расколеровкой и золочением сначала
только для церквей и дворцов, потом украшались дома горожан.
Корни мастерства лепщиков архитектурных элементов уходят в глубокую древность.
Фантастические глиняные маски, выполненные руками ремесленников Этрурии, широко применялись в
качестве украшений, прикрывающих торцы стропильных конструкций.
В римскую эпоху на основе этого мастерства развивается производство архитектурных
деталей из терракоты - тщательно обработанной чистой глины, обоженной до спекания. Терракотовые
изделия отличаются большим разнообразием цветов (от кремового, красно-коричневого до черного),
не говоря о многообразии их форм.
Первое время лепные украшения изготовляли путем моделирования пластической массы,
нанесенной на штукатурную основу стен, потолка и других частей здания. Несколько позднее их стали
изготавливать в мастерской, вытачивая, вырезая или вылепляя отдельные детали, что также требовало
много времени на размножение повторяющих деталей. Изготовление первых форм из гипса, а затем из
клея позволило резко ускорить выполнение лепных работ.
Наивысшего рассвета, а затем и массового применения в архитектуре лепное искусство
приобретает позже, когда был накоплен опыт использования гипса.
В России начало этого периода совпадает с деятельностью Петра I (начало строительства Петербурга).
В это время мастерство изготовления декоративных архитектурных элементов достигает высоких художественных форм.
Используются дорогие виды отделок (природный камень, резьба по камню, облицовка керамикой, резьба на ценных
породах дерева), выполняющихся в парадных частях интерьеров и фасадов.
Человек организовывает пространство сложными и простыми элементами, добиваясь осуществления
своего понимания красоты и порядка. Увлекает стихия скульптурно-архитектурного искусства, во всем ее
эмоциональном богатстве, неисчерпаемом многообразии форм и образов, в живом, подчас противоречивом
развитии. Все эти элементы обогащают и организуют геометрическую форму, разделяют ее на части, которым
придают разные качества; членят поверхность, создавая определенный масштаб, соотносят центр и периферию.
В различные исторические эпохи применялись принципы и художественные приемы построения архитектурных
композиций, иными словами - менялся стиль. Возвращаясь в классическую древность, скажем, что архитектурные
и скульптурные украшения храмов Греции в своих пропорциях вполне современные для сегодняшних решений.
Художественные достоинства архитектурного произведения проявляются в архитектонике. Архитектоника -
построение художественного произведения - выражает взаимообусловленность элементов и целого в конкретном
объеме и их гармоническое сочетание.
Это полноценное и сложная область художественного творчества, со своими законами, заслуживающая
такого же уважительного интереса, как живопись, поэзия, музыка. Но само искусство - любой вид его -
остается неисчерпаемо глубоким воплощением нашего духовного богатства. Оно позволяет пережить и нам,
присоединить к своему опыту те ритмы и краски, образы и мелодии, в которых воплощали свои миры люди разных
эпох, культур и народов.
|
|